Музей Радио

Издания Музея Радио

Радиотехника

Выставки, съезды, встречи

История Радио, мемуары

Конференции

Книги и статьи В. И. Шапкина

Проекты Музея Радио

Доска объявлений

Библиотека Музея Радио

Форум

Адреса и телефоны Музея

Шапкин В.И. Выставочные этюды

(старое Радио, общество и техническая культура)


С середины февраля по март 2005 года в Мытищинском краеведческом музее Московской области экспонировалась выставка старого радио, в основном представленная личным коллекционным фондом главного научного сотрудника Музея Радио Дмитрия Николаевича Гурьянова. Эта выставка, уже вошедшая в исторические хроники под именем “выставка Гурьянова”, явилась крупнейшей и наиболее полной экспозицией бытовой ламповой и детекторной радиотехники с 1924 года, года начала советской радиотехники, по 1960 год. Она полностью охватывает легендарную ламповую эпоху, вернее, её советский период, с последним этапом и техническом закатом которого знакомы те посетители, которым, увы, уже за пятьдесят.
Все финансовые и организационные тяготы по устройству выставки легли на плечи Дмитрия Николаевича, даже помощь по экспонатам от Музея Радио была номинальной. Именно он был её идейным и материальным вдохновителем, хотя лично я относился к этой историко-популистской и заведомо убыточной затее крайне негативно. Но когда я впервые осмотрел её в полном, законченном виде, то, не буду таить от читателей свою профессиональную настороженность и личный скептицизм, был не только историко-технически потрясён, но и зачарован тем исключительно тонким, осязаемым почти физически, историческим шармом эпохи. Говоря сегодняшним сленгом, это не просто элитарный показ, это суперисторический хит. Никогда, за всю историю аналогичных радиотехнических вернисажей в СССР и новой России, по историко-технической полноте и коллекционной направленности, ничего подобного представлено публике и специалистам не было.
Отмечу прежде всего её чисто технические аспекты. Выставка состоит из трёх коллекционных собраний. Первое, это собрание бытовой ламповой приёмной, звуковоспроизводящей и телевизионной техники. Представлена практически вся линейка по серийным радиоприёмникам, начиная с первого советского бытового однолампового радиоприёмника “БВ”. Его сменяет двухламповый “ПЛ-2”, четырёхламповые “БЧЗ” и “БЧК”. Затем мы осматривает серийные радиоприёмники 30-х годов - “ЭЧС”, “ЭКЛ”, “СИ-235”, “6Н1”, “СВД”, 9Н4 и пр. Причем, и это главная особенность собрания, представлена техника всех радиотехнических предприятий тогдашнего СССР, начиная от Ленинграда и Москвы, заканчивая Александровым, Тулой и Воронежем. Среди них настоящие раритеты, известные в единично сохранившихся образцах, как, например, тульский Т-35, Александровский МС-539 и др. Послевоенные годы представлены цельными сериями последовательно выпускавшихся популярными моделями “Москвич”, “Рекорд”, “Нева” и др. Представлены редчайшие в коллекционном плане радиоприёмники “Салют” и “Ленинградец”. Из радиоприёмников с батарейным питанием интересны “Родина”, “Тула” и переносные этого же класса, как воронежский “Дорожный” и широко известный тогда предшественник транзисторной “Спидолы” ламповый “Турист”. Практически все модели действующие, и по желанию посетителей включаются и воспроизводят ту, модную тогда музыку, такую как “Бесаме мучо”, или “Рок-н-ролл” с голосом самого Элвиса Пресли. Есть и патриотические “Валенки” народной легенды певицы Руслановой. В юные годы Дмитрий Николаевич имел модное тогда бизнес-увлечение с записью мелодий на “рёбрах”, то есть на использованной в рентгенографии пленке.
Из телеприёмников настоящую коллекционную дрожь вызывает уникальный, известный лишь в трёх сохранившихся экземплярах телевизор “Москвич Т-1”. Был известен четвёртый, но он уничтожен пожаром в Политехническом музее. С удивлением и неподдельным интересом молодые посетители смотрят современные телепередачи по телевизору “КВН-49” и “Ленинград Т-2”, причём на последнем воспроизводятся магнитофонные видеозаписи кинохроники ВОВ, обращение И.В.Сталина к народу о начале войны, что в юбилейный год Победы особенно впечатляет.
Представлена звуковоспроизводящая аппаратура - первые советские магнитофоны и электрограммофоны. При мне один из пятидесятилетних посетителей прослезился: “ я вспомнил ту сказочно красивую и желанную девушку, с которой под такой электрограммофон танцевал танго...” Отмечаю про себя, что так же танцевали миллионы моих сверстников в студенческих общежитиях, с такими же прекрасными девушками. Где эти тёмно и светловолосые красавицы? Ведь чувства, те самые, всколыхнулись! А из сотен тысяч электрограммофонов остались единичные, и то благодаря Дмитрию Николаевичу. Вот она, наша личная история, в технике того дня, бережно сохранённой всеохватывающим пожизненным увлечением.
Второе коллекционное собрание состоит из детекторных радиоприёмников. На сегодня это специализированное собрание является самым полным из известных в России, как по количеству, так и по исторической полноте. Конечно, оно вряд ли включает более чем 20% типов из производившихся массовыми выпусками простейших безламповых радиоприёмников, первых в истории Радио. Но они в силу конструктивных особенностей и по бытовым причинам, являются наименее заполненной коллекционной нишей. Крупнейший в России и Европе коллекционный фонд Музея Радио насчитывает единичные экземпляры их, а собрание Д.Н.Гурьянова содержит более 20 единиц! Бесспорно, это собрание уникально и имеет национальную историческую значимость. Среди них первые детекторные приёмники 20-х годов, легендарно известный “ПФ-2” в фарфоровом “агитационном” корпусе 1930 года, практически все модели известнейших “Радиофронта”, “Химрадио”, в том числе и первое конструкторское творение - детекторный приёмник “Комсомолец” М.Р.Капланова, творца первых систем спутниковой и лунной связи, выигравший общесоюзный конструкторский конкурс в 1948 году на массовый детекторный радиоприёмник.( спорный вопрос есть Комсомольцы
1939года) Вот с чего начиналась конструкторская эра сегодняшней космической связи!
Третье коллекционное собрание так же уникально по своей тематической направленности. Оно включает в себя трансляционные громкоговорители - оконечные устройства проводного Радио, имевшего ошеломительный успех как по дешевизне, так и по пропагандистской направленности в тоталитарных государствах. Среди них такие раритеты, как пьезоэлектрический громкоговоритель, ( у Брусникина на сайте есть картинка тоже пьезоговорителя)мне известный только по собранию Дмитрия Николаевича. В собрании более 30ти очень редких и редчайших образцов, отметим коллекционный приоритет Д.Н.Гурьянова в этом, крайне важном исторически, направлении.
Я бы ещё выделил, как отдельный коллекционный блок, множество приборов, устройств, деталей радиоаппаратуры, редкой, уже ставшей антикварной, радиолитературы, а так же большое количество материальных вещей около Радио, сопровождавших его во все исторические периоды. Это предметы того бытового обихода: мебель, одежда, обувь, фотографии, иные вещи.
Несмотря на материально-техническое радиоразнообразие, выставка Д.Н.Гурьянова потрясающе интимна, как в чисто историческом плане, так и в личном. Мы привыкли видеть на выставках общественный, агитационно-массовый характер показа, но я что-то не припомню (здесь вспоминаю выставки не только по радио) таких выставок, которые оставляли бы в сердце такую щемящую, пусть и о прошлом, памятную грусть. Эта та самая грусть, возникающая откуда-то из неведомого тебе уголка личной памяти, когда смотришь на тихо падающие и колеблющиеся золотистые осенние листья, читаешь стихи Сергея Есенина, и слушаешь старинный русский романс Михаила Глинки. Это потрясающее чувство, и оно бывает у всех, вне зависимости от возраста, образования и личной культуры. По крайней мере, я осознанно ощущал его уже с десяти лет, когда безоглядно и безответно влюбился в школьную девчонку-одноклассницу. Конечно, та детская любовь прошла, но осталось рождённое ею трогательное чувство, которое, я уверен в этом, питает и мою сегодняшнюю, увы, неизлечимую коллекционную страсть.
Я вижу уличный номер того дома пятидесятых годов, где я томился, провожая ревнивым взглядом мою юную пассию, удивительное фото четырёхлетнего Димы, сидящего в оцинкованной жестяной ванне, с его мамой, поливающей водичкой несуразно большую детскую голову с удивительно расширенными огромными глазами, в которых уже видны блёстки его внутреннего духовного мира. Рядом аккуратно лежат его калоши, детские пионерские лагерные чемоданчики с сохранившимися ярлычками - Дима Гурьянов, 3-ий отряд. Они перемешаны с довоенными очками бабушки, маминым ридикюлем 40-х годов, коробочкой с зубным порошком марки “Особый” (был ещё и “Мятный” - других порошков, а так же зубной пасты в то время в СССР не существовало). А вот механический граммофон, оставшийся от старинного дворянского рода Карцевых, к коему принадлежит очаровательная супруга Дмитрия Николаевича, разделяющая коллекционную судьбу своего мужа, заметим, имеющей крайне редкое для семейных дам благожелательное и одобрительное отношение к непонятным мужским коллекционным страстям.
Вот так начинается Родина, так мы осознаём свою национальную принадлежность, так мы видим своё место в окружающем нас мире. Конечно, мы все разные, как и сопровождавшее нас по жизни радио. Но Дмитрию Николаевичу присуще удивительное эстетическое чувство, которое, конечно, имеет врождённое происхождение. Я не могу отнести себя к эмоционально чувствующим людям, да и моя жестокая профессия врача по особо опасным инфекциям не оставляла никогда времени даже на скоротечные эмоции - успеешь ввести препарат, либо сделать спинномозговую пункцию, человек жив. Если нет, на иной исход и медицинского суда нет! И коллекционная страсть у меня, конечно, носит больше аналитический, чем чувственный характер. Я помню жестокие споры с Дмитрием Николаевичем по иллюстративному материалу книги “Красные Уши”, соавтором которого он является. Я был неправ. Именно те фото в книге, сделанные Дмитрием Николаевичем с излишней (на мой сухой и односторонний учёный взгляд) эмоциональностью выделены читателями как особенно удачные. При этом не могу сказать, что я фото-школьник, в студенческие годы участвовал в фотовыставках и занимал призовые места. Но класс Дмитрия Николаевича просто превосходен! Конечно, его элитарный профессионализм поровну обеспечен как техническими знаниями, полученными в МИРЭА, так и ВГИК,ом, сценарно-режиссёрский факультет которого он успешно закончил.
Как то получилось, что в Мытищах, самом близком Подмосковье, уже сросшегося со столицей, сложилась, на мой взгляд, несомненно примечательная историко-техническая традиция, кстати, поддерживаемая и одобряемая главой администрации района А.Е.Мурашовым. Отличный местный краеведческий музей, на базе которого краеведом В.И.Масловым выполнены великолепные монографические работы по технической истории Мытищинского вагоностроительного завода, основанного русским промышленником и меценатом С.И.Мамонтовым, по знаменитому Мытищинскому водопроводу. Заслуживает внимания частный краеведческий музей истории и техники г-на Н.С.Белова. Так что Дмитрий Николаевич Гурьянов не одинок. Выставку уже посетило свыше 3х тысяч человек, и отзывы самые восторженные. Для специалистов по истории радиотехники и коллекционеров старого Радио её посещение профессионально и жизненно необходимо.
Вместе с тем, не просто огорчает, а нами резко отрицательно оценивается сегодняшнее отношение к технической культуре вообще и к истории техники в частности. Ныне нет той законченной системы технического образования и воспитания молодёжи, в которой выросло наше, уже пенсионное поколение, и которую бездумно разрушили. Технический культурный вакуум у молодёжи, и не только, заполняется не знанием, которое давало техническое образование и техническая культура, а алкоголизацией, безнравственностью, наркопотреблением и криминальными делами. Всё это было и в нашем прошлом, но весь вопрос в том, в каких количествах. Д.Н.Гурьянов затратил на проведение выставки около 100 тысяч рублей своих личных средств, эдесь заметим, что никакой прибыли от продажи билетов или чего либо ещё он не получает. Экспертная оценка стоимости выставленных экспонатов составляет сумму около пяти миллионов рублей. Но сегодняшнему обществу, которому было предложено это редчайшее техническое великолепие, не только в культурном, но и в историко-научном аспекте, оно не так уж нужно. О выставке были информированы все общероссийские телевизионные каналы, радиостудии. Итог: это никому неинтересно,( не считая
одного 3-х минутного репортажа по ТВЦ и двух передач по каналу Подмосковье) а если господину Д.Н.Гурьянову нужна реклама, то пусть за неё он заплатит своими денежками. Культура вообще, и техническая в частности, стала банальным товаром. Типа пива и гамбургеров.
Хорошо это, или нет? Хорошо, если этот товар пользуется спросом у всего общества, а не у отдельных, избранных индивидуумов. Но советская халявная привычка не оплачивать этот, необычайно специфичный и необыкновенно важный общественный товар осталась. Более того, у меня и Дмитрия Николаевича складывается мнение, что на нас общество взвалило свою личную задачу культурного воспитания. При этом как бы за чужой, частный счёт!
Выставка украсит любую столицу, а тем более того государства, где была создана эта техника. Три десятка лет тому назад в Политехническом музее была выставка бытовой радиоаппаратуры из музея в Брно (тогдашняя Чехословакия). На ней экспонировалось три десятка, а не три сотни, как у Д.Н.Гурьянова, бытовых радиоаппаратов. И, тем не менее, её специалисты помнят до сих пор. А сегодня? Где государственный Политехнический музей с выставочным залом? Где, в конце концов, увлечённые бизнесмены, которые могут и обязаны попросить Д.Н.Гурьянова о возможности продления экспозиции уже в многомиллионном мегаполисе? Где ваш личный культурный заклад в православный технический храм и, если Вы мусульмане, то определённый Всевышним культурный закат? Не мы, а Президент России просит Вас персонально поделиться с обществом, на его культуру, конечно. Учтите, что тех, которые внесли свой личный вклад в культуру нации, не подстреливают! Или мы уже скатились к той последней ступени безнравственной нищеты, когда разбойно палят во всех, у кого деньги?
Сегодня в России имеет место выраженное национальное интеллектуальное отупение, по медицински стадный дебиллизм. Мировое время летит вперёд, а страна с величайшим трудом удерживает выживание 40-х годов, того выставочного времени. Непрофессионализм не просто поражает, а угнетает. На всех уровнях, начиная от системы государственного управления (обратите внимание на выполнение пенсионного закона №122 и недавно принятый абсолютно бездарный и юридически некорректный жилищный кодекс) и до школьного образования, о качестве которого известно всем. Национальной культурой России заправляет известный критический революционер среднеазиатского происхождения, с непонятно какой этнико-национальной культурной принадлежностью. За государственные средства в национальной святыне, Большом театре, ставится элитарное порно, а Д.Н.Гурьянов безвозвратно тратит личное время и крайне ограниченные семейные средства для того, что бы школьник и солдат взглянули одним глазком на кусочек национальной технической истории, прикоснулись к Родине и отечеству. Которая едина для всех культур, и православной, и мусульманской, и буддистской, и языческой. Зачем и почему он делает это? Заявляю Вам ответственно - это для общества, для Вас, уважаемые сограждане! Я уверен, он хочет жить в образованной стране, на цивилизованной Родине, в гармоничной межнациональной среде.
Но какой же он неисправимый мечтательный романтик. И, может быть, последний из них. Да, дорогой Дмитрий, здесь уже прав я!
 

    А В Т О Б И О Г Р А Ф И Я

  Выставка "Старое Радио Нашей Родины"   в  С М И

Тетрадка отзывов о выставке


СТАРОЕ РАДИО НАШЕЙ РОДИНЫ


Выставка Д. Н. Гурьянова в Краеведческом музее города Мытищи (февраль-март 2005 г.)
Первый зал, 1920-1930-е годы

Представлены предметы из семейного уклада жизни тех лет семей Гурьяновых, Колонцовых, Лобановых: 1) подлинный номер с дома №9 семьи Колонцовых г.Мытищи. 2) на переднем плане Детекторный приёмник семьи Колонцовых ПФ-1 3) на стене газеты : За Коммунизм, и Пролетарий. 4) Первая грамота ученика средней школы №11 г. Мытищи… за организацию и проведение Вечера, посвящённого Дню Радио 9 мая 1965 г. ученику 8а класса Гурьянову Дмитрию. 5) на стуле первая электрофицированная игра "Чудо огонёк" 1956г. 6) на столе патефон семьи Гурьяновых 40-е годы. Комплект для бритья с бритвенным порошком "НЕГА" и талоны на крупу и жиры 1989г 7) на стене в раме семейные фото ,так было принято в доме размещать семейный архив, в корыте автор выставки (1955 год) в кухне коммунальной квартиры. 8) на треноге фотоаппарат "Фотокор №1" 1941 г., первые фото на стеклянных пластинках сделаны Гурьяновым в 1961 г. рядом контактная рамка для печати и станочек для сушки стеклянных негативов. 9) внизу радиоприёмник СИ-235, шасси БИ-234, Шасси и корпус ЭЧС-2, на ЭЧС-2 кустарный выпрямитель деревенского радиолюбителя на кенотроне К-2 и трансформаторами изготовленными из кровельного железа, нарезанного полосами. Рядом супер 9Н-4, на нём репродуктор "Заря" з-да "ХХлет Октября" 1937 г. 10) под зонтом галоши Димы Гурьянова ,примус ,утюг с длинным проводом, который включали в патрон с "жуликом" под абажуром, учебники "Природоведение" и "Азбука" 1958- 60гг.


Cлева направо 1) Радиоприёмник з-да им. Орджоникидзе ЭЧС-3 1934 г., на нём репродуктор "Рекорд" з-да им. Кулакова тип Д-3 1928г. 2) Радиоприёмник 6Н-1 со шкалой с названиями городов 1939 г. 3) Радиоприёмник СВД-9 1940 г. 4) Радиоприёмник СВД-М 1939 г. 5) Радиоприёмник СВД-1 с вынутым шасси 1937 г. 6) Радиоприёмник 5НР-3 1936 г., радиоприёмник принадлежал В.М.Молотову и находился на малой даче у пл. "Заветы Ильича" Пушкинский р-н Моск.обл. 7) на стене: Пионерский горн, галстук, ремень , предметы школьной формы и атрибуты учаЩихся среднего звена советских школ 1962 г. 8) на стене репринт разворота советского журнала "Строимся" 1934 г. В фотоколлаже помещены фото проектируемых и выпускаемых радиоприёмников в СССР. В том числе СИ-234, СИ-646, радиолы УСЧ-1, выпущенный пробный вариант СИ-235 1934 г.


Детекторные радиоприёмники. 1) детекторный р-к з-да "Радио-фронт" Москва, Суворовский 28. 2) детекторный р-к треста Главэкспром з-д "Электросигнал" г. Воронеж. Справочник по радиодеталям И.И.Спижевский Радиоиздат 1937 г., детекторный р-к П-3 1926 г. Московский телеграфный з-д (бывш.Морзе). 3) детекторный р-к П-4 1927 г. Московский телеграфный з-д (бывш.Морзе). 4) детекторный р-к П-5 1927 г. Московский телеграфный з-д (бывш.Морзе). Книги: Детекторные радиоприёмники В.В. Енютин Связьиздат 1950 г., Простейшие усилители к детекторному приёмнику С.Матлин ДОСААФ 1956 г., Как самому устроить радиоприёмник С.Н.Ржевкин Новая Москва 1925 г., Как построить радиоприёмник Ростовская обл. станция Юных техников, Первая книга радиолюбителя ОДР северо - западной обл Ленинград 1924 г., Детекторные приёмники И.Спижевский Библиотечка Радио-фронт 1939 г., 5) детекторный р-к ДВ-4 М.С.Н.Х трест Точной Механики Московский электро-механический завод МЭМЗА (Ленинградское ш.16.) 6) детекторный р-к ДВ-5 М.С.Н.Х трест Точной Механики Московский электро-механический завод МЭМЗА (Ленинградское ш.16.)

Ламповые радиоприёмники 1) Двухламповый радиоприёмник ПЛ-2, 2) Одноламповый радиоприёмник БВ-1, 3) Двухламповый радиоприёмник ПЛ-2.


1) Детекторный приёмник ДВ-3 Р.С.Ф.С.Р. Гострест Точной Механики В.С.Н.Х. Московский Электро-Механический завод МЭМЗА (Ленинградское ш.16) 2) Детекторный приёмник ЛДВ-5 Трест заводов слабого тока Нижегородский з-д им.Ленина 1925 г. 3) Детекторный приёмник "Волна" з-д "Электросигнал" г Воронеж 1948 г. 4) Детекторный приёмник "ДХ-2" артель "Химрадио" г. Москва 1929 г. 5) Детекторный приёмник "Д.В.2" Р.С.Ф.С.Р. Гострест Точной Механики В.С.Н.Х. Московский Электро-Механический завод МЭМЗА (Ленинградское ш., 16) Инструкция пользователя детекторными приёмниками "Волна" и "Комсомолец" Издательство ДОСАРМ Москва 1949 г. 6) Детекторный приёмник "Комсомолец" з-д "Радиофронт" 10 августа 1939 г.Москва 7) Детекторные приёмники "Комсомолец" з-дов Мин. пром. связи СССР,Мин. местной пром. РСФСР, артель "Радио-фронт" Первые номера переодических изданий радиожурналов "Друг Радио" 1924 г., "Радиолюбитель" 1926 г., "Радио Всем" 1926 г. "Радиофронт" 1930 г. 8) Детекторный приёмник иностранного производства.

Ниже приведён более крупный план той же витрины