Музей Радио

Издания Музея Радио

Радиотехника

Выставки, съезды, встречи

История Радио, мемуары

Конференции

Книги и статьи В. И. Шапкина

Проекты Музея Радио

Доска объявлений

Библиотека Музея Радио

Форум

Адреса и телефоны Музея

 

Бизнес антикварной техники: его существо, состояние и прогноз

Данная статья Владимира Ильича Шапкина была опубликована боле пяти лет тому назад,

Данная статья Владимира Ильича Шапкина была опубликована боле пяти лет тому назад,

в различных радиотехнических изданиях.

 

Эта статья является великолепным научным предвидением и исключительно музейно коллекционным уровнем знания

предмета автором!

Публикуя ещё раз данную статью, МЫ не можем из текста

убрать даже точку.

Эта статья была написана по заказу «Аукционного дома

SOTHЕBY».

 

 

 В.И. Шапкин

Музей Радио

Бизнес антикварной техники: его существо, состояние и прогноз

В отличие от предметов искусства, абсолютно не имеющих прикладной значимости, предметы техники (в самом широком смысле материальные вещи, созданные человеком для восполнения его функциональной недостаточности), в обиходе общества имелись всегда — ранние человеческие предки рисовать не умели, но использовали в качестве орудий защиты и для добывания пищи технические, то есть искусственно обработанные предметы. В современном понимании техника, то есть технические устройства, обязательно требующие для своего появления интеллектуального труда многих, появились всего несколько веков назад. Если предмет искусства ограничен рамками индивидуальности и приносит человеку только художественное эстетическое удовлетворение, то предмет техники включает в себя функциональность, интеллектуальный полиморфизм, коллективность творческого процесса и эстетическую составляющую, которая имеет значительно более усложнённый стилевой характер.

Замечательным свойством предметов техники является их конкретная историческая временная принадлежность: в предметах искусства стилевая хронологическая привязка носит более расплывчатый и аморфный характер. Выделение предметов техники в самостоятельную форму антикварной торговли началось только в ХХ веке, её появление следует соотнести с возникновением конструктивизма и формализованного абстрактного искусства в 20-х годах, являвшихся эстетическим ответом на урбанизацию и технизацию общества. Антикварная ценность предметов техники первоначально была исключительно зауженной (она и сегодня немногим шире), её главным свойством прежде всего была старинность, или, точнее, старость. Эстетическая ценность технического предмета оценивалась убого примитивно, с использованием наработанных стилевых, присущих произведениям искусства, оценок. Интеллектуальная мощь предмета техники, как законченного продукта многих, игнорировалась абсолютно. В предметах искусства их эстетическая ценность и значимость глубоко индивидуальна и иррациональна и, что самое важное, их восприятие не требует какой/либо специальной подготовки. Оно исходит из внутренних чувств и переживаний, для него достаточно критерия про типу нравится, или нет. Это связано с ограниченностью предмета искусства.

Эстетическая оценка предмета техники, в связи с его глубоким внутренним полиморфизмом и интеллектуальным содержанием, при этом поддающимся какому/либо вероятностному количественному анализу, значительно более сложна; она требует обязательной профессиональной подготовки. Можно резюмировать так: предмет искусства доступен всем, предмет техники лишь немногим посвящённым. В этом заключается фундаментальное культурное отличие предметов техники от предметов искусства в человеческой истории. Эстетическое воздействие предмета техники на отдельного человека и общество в целом колоссально. Паровоз, фотоаппарат, радиоприёмник, так же как “Титаник”, атомная бомба и Лунная ракета в количественном эмоциональном измерении каждого по отдельности, оставляют далеко позади всё, что было индивидуально создано в эстетической художественной сфере. Это факт. Это непреложная закономерность. Вероятно, эстетическую красоту, хотя бы своей самки, чувствует зверь.

Но человек, помимо чувственной звериной качественности, имеет иную, интеллектуальную эстетику, которая и является главной особенностью предмета техники. Апологеты классической художественной эстетики опровергают эстетическую ценность предмета техники, как плод творчества многих. Это примитивное концептуальное невежество. Индивидуальность предмета техники уже выявляется в том, что к нему в процессе производства прикасались многие человеческие руки. Многие, но имеющие индивидуальный характер. Фантастическое интеллектуальное техническое извержение, случившееся в ХХ веке, оказало огромное влияние на искусство, породив совершенно новые, невиданные ранее формы, ярким примером которых является синтетическое метафизическое искусство Михаила Шемякина, поразительно корректно сочетающее науку, технику и художественную классику.

Антикварный бизнес сегодня ещё не осознал грядущую значимость и место предметов техники в культуре. Человеческое общество из чувственного первобытного стада на рубеже ХХI века перешло (по крайней мере его достаточно образованная часть) в общество профессиональных интеллектуалов. В этой среде потребность иметь у себя эстетически интеллектуальный предмет техники для своего личного удовлетворения необычайно велика. Подтверждением этому является рост числа профессиональных, а не случайных, коллекционеров предметов техники. Но рубеж, который обозначил антикварную торговлю предметами техники, как самодостаточную её отрасль, уже обозначен — это аукционная распродажа деталей “Конкорда”. Рубеж, который по стоимостному объёму превысит антикварную торговлю предметами техники над предметами классического искусства, по нашей экспертной оценке, наступит не позднее 2025 года. К этому времени техническая антикварная потребность будет такой же, как сегодня в предметах искусства, а далее по времени ещё более. В антикварной торговле многотысячелетний художественный эстетический брэнд будет повержен менее чем столетним интеллектуальным научно/техническим эстетическим брэндом.

Готов ли к такому повороту антикварный бизнес? Что его ждёт? Ответ на этот риторический вопрос лежит в основном правиле бизнеса вообще — кто будет первый, тот и возьмёт всё, тот и будет диктовать условия на антикварном рынке. Уже сегодня руководители антикварного бизнеса не просто должны, а обязаны подготовить себя для грядущих перемен. Они должны уже сейчас использовать наработанный опыт технического коллекционирования, и, самое важное, постепенно приручать единичную индивидуальность и формировать в обществе потребность в антикварном техническом коллекционировании, обозначить глубокую эстетическую значимость предметов техники. Общество готово к этому, превосходство традиционной художественной эстетики уходит в прошлое: она осталась интересной только для узкого круга, повязанного с ней, как с источником дохода.

Антикварный бизнес обязан удовлетворить возросшую интеллектуально/эстетическую техническую потребность общества и каждого. Антиквары обязаны сделать эту потребность модной, сделать её коммерческим хитом. Что является антикварным в технике? Анализ цен на радиотехнические изделия, проведённый в Музее Радио за 30ти летний период, показал, что возраст изделия, превышающий 45 — 50 лет, становится сравнимым с его первоначальной реализационной стоимостью и в дальнейшем начинает превышать её. Этот срок в 50 лет является условным сроком для отнесения технического предмета к антикварному. Интересно, что по действующему законодательству он совпадает с таможенными сроками антикварности при пересечении границ культурными ценностями. Я бы дополнил обоснование этого срока биологическими причинами антикварности техники — сменой поколений.

В настоящее время антикварный рынок техники, по крайней мере в России, практически представляет стихийное явление. Более или менее упорядоченным по ценообразованию является рынок авто мото и фототехники. По ценовым параметрам начинает упорядочиваться рынок старой радиотехники и другой, не слишком размерной техники. Но это технические предметы, как правило, бытового обиходного назначения. Куда более редки технические предметы сугубо профессионального назначения. К ним относятся предметы и устройства как военного, так и гражданского применения. Пока больше это средства транспорта. Действующее законодательство позволяет иметь негосударственным корпоративным юридическим лицам и частным владельцам многое из технического наследия, но сегоднящнее экономическое положение и нищета России, как государства, являются мощным сдерживающим фактором. Тем не менее, для антикварной торговли это не является отрицательным явлением.

Сегодня ещё можно купить уникальный ленд-лизовский паровоз серии “Е” за 90 телогреек, как это сделала швейная фабрика в Лакинске Владимирской области, для использования его в качестве котельной. Осталось ещё в России много кое/чего другого, приобретя которое сейчас за бесценок, можно иметь от этой сделки через 10 лет целое состояние. И не только. Глубокое уважение и общественная признательность за сохранение памятника истории и культуры Вам гарантирована. Это не английский футбольный клуб и куча вилл на альпийском курорте. Поставив сегодня на даче тепловоз, боевой самолёт, или продемонстрировав в квартире старинный радиоприёмник, можно обеспечить себя значительно большими самоудовлетворением и гостевым эффектом, чем от показа десятка дорогих аукционных картин, либо архитектурных излишеств своего жилья.

Успешный антикварный технический бизнес невозможен без вовлечения в эту сферу профессионалов техники, и не просто профессионалов, а специалистов с историческим знанием по тому или иному специфическому разделу антикварной техники. Это совместное соучастие в антикварном бизнесе не только позволит правильно определять ценовую политику, но и перспективность того или иного направления с точки зрения извлечения максимальной прибыли, ибо бизнес есть бизнес, и в данном случае он имеет изысканный эстетико-исторический интеллектуальный характер. Этот бизнес будет приобщать общество к внутренней интеллектуальной культуре, а не к неподдающейся управлению чувственной стихии отдельного человека.

Прогресс общества определяется интеллектом и знанием, а не любовно/ревностной отелловской поножовщиной и картиной обнажённой проститутки махи в элитном борделе. Мы, антиквары и музейщики техники, должны обеспечить общество интеллектуальным наслаждением знания, а не способствовать эстетическому самоудовлетворению от чувственного насилия. Ибо только носители глубокой научной и технической интеллектуальной культуры, а не блудословные художественные эстеты и вельможные театральные критики, способны определять общественное развитие и будущую культуру в её самом широком представлении. Такова идеологическая подоплёка технического антикварного бизнеса. При этом мы ни в коем случае не конкурируем и не сталкиваем с пьедестала культуры художественную эстетику с наработанными ею ценностями. Мы занимаем на нём своё, по праву принадлежащее нам в культуре общества место. И декларируем свою идеологию призывно просто и понятно для всех.

Господа антиквары и коллекционеры! Люди бизнеса и те, которые имеют средства и хотят умножить их! Остальные граждане России! Есть возможность сделать великолепный бизнес. Ищите старую технику. Спешите её покупать и продавать. Антикварный счётчик времени и денег для предметов техники уже включён!