В отличие от предметов искусства, абсолютно не имеющих прикладной значимости, предметы техники (в самом
широком смысле материальные вещи, созданные человеком для восполнения его функциональной
недостаточности), в обиходе общества имелись всегда — ранние человеческие предки рисовать не умели, но
использовали в качестве орудий защиты и для добывания пищи технические, то есть искусственно обработанные
предметы. В современном понимании техника, то есть технические устройства, обязательно требующие для своего
появления интеллектуального труда многих, появились всего несколько веков назад. Если предмет искусства
ограничен рамками индивидуальности и приносит человеку только художественное эстетическое удовлетворение, то
предмет техники включает в себя функциональность, интеллектуальный полиморфизм, коллективность творческого
процесса и эстетическую составляющую, которая имеет значительно более усложнённый стилевой характер.
Замечательным свойством предметов техники является их конкретная историческая временная принадлежность: в
предметах искусства стилевая хронологическая привязка носит более расплывчатый и аморфный характер.
Выделение предметов техники в самостоятельную форму антикварной торговли началось только в ХХ веке, её
появление следует соотнести с возникновением конструктивизма и формализованного абстрактного искусства в 20-х
годах, являвшихся эстетическим ответом на урбанизацию и технизацию общества. Антикварная ценность
предметов техники первоначально была исключительно зауженной (она и сегодня немногим шире), её главным
свойством прежде всего была старинность, или, точнее, старость. Эстетическая ценность технического предмета
оценивалась убого примитивно, с использованием наработанных стилевых, присущих произведениям искусства,
оценок. Интеллектуальная мощь предмета техники, как законченного продукта многих, игнорировалась абсолютно.
В предметах искусства их эстетическая ценность и значимость глубоко индивидуальна и иррациональна и, что
самое важное, их восприятие не требует какой/либо специальной подготовки. Оно исходит из внутренних чувств и
переживаний, для него достаточно критерия про типу нравится, или нет. Это связано с ограниченностью предмета
искусства.
Эстетическая оценка предмета техники, в связи с его глубоким внутренним полиморфизмом и
интеллектуальным содержанием, при этом поддающимся какому/либо вероятностному количественному анализу,
значительно более сложна; она требует обязательной профессиональной подготовки. Можно резюмировать так:
предмет искусства доступен всем, предмет техники лишь немногим посвящённым. В этом заключается
фундаментальное культурное отличие предметов техники от предметов искусства в человеческой истории.
Эстетическое воздействие предмета техники на отдельного человека и общество в целом колоссально. Паровоз,
фотоаппарат, радиоприёмник, так же как “Титаник”, атомная бомба и Лунная ракета в количественном
эмоциональном измерении каждого по отдельности, оставляют далеко позади всё, что было индивидуально создано
в эстетической художественной сфере. Это факт. Это непреложная закономерность. Вероятно, эстетическую
красоту, хотя бы своей самки, чувствует зверь.
Но человек, помимо чувственной звериной качественности, имеет
иную, интеллектуальную эстетику, которая и является главной особенностью предмета техники. Апологеты
классической художественной эстетики опровергают эстетическую ценность предмета техники, как плод творчества
многих. Это примитивное концептуальное невежество. Индивидуальность предмета техники уже выявляется в том,
что к нему в процессе производства прикасались многие человеческие руки. Многие, но имеющие индивидуальный
характер. Фантастическое интеллектуальное техническое извержение, случившееся в ХХ веке, оказало огромное
влияние на искусство, породив совершенно новые, невиданные ранее формы, ярким примером которых является
синтетическое метафизическое искусство Михаила Шемякина, поразительно корректно сочетающее науку, технику и
художественную классику.
Антикварный бизнес сегодня ещё не осознал грядущую значимость и место предметов техники в культуре.
Человеческое общество из чувственного первобытного стада на рубеже ХХI века перешло (по крайней мере его
достаточно образованная часть) в общество профессиональных интеллектуалов. В этой среде потребность иметь у
себя эстетически интеллектуальный предмет техники для своего личного удовлетворения необычайно велика.
Подтверждением этому является рост числа профессиональных, а не случайных, коллекционеров предметов
техники. Но рубеж, который обозначил антикварную торговлю предметами техники, как самодостаточную её
отрасль, уже обозначен — это аукционная распродажа деталей “Конкорда”. Рубеж, который по стоимостному объёму
превысит антикварную торговлю предметами техники над предметами классического искусства, по нашей
экспертной оценке, наступит не позднее 2025 года. К этому времени техническая антикварная потребность будет
такой же, как сегодня в предметах искусства, а далее по времени ещё более. В антикварной торговле
многотысячелетний художественный эстетический брэнд будет повержен менее чем столетним интеллектуальным
научно/техническим эстетическим брэндом.
Готов ли к такому повороту антикварный бизнес? Что его ждёт? Ответ на этот риторический вопрос лежит в
основном правиле бизнеса вообще — кто будет первый, тот и возьмёт всё, тот и будет диктовать условия на
антикварном рынке. Уже сегодня руководители антикварного бизнеса не просто должны, а обязаны подготовить себя
для грядущих перемен. Они должны уже сейчас использовать наработанный опыт технического
коллекционирования, и, самое важное, постепенно приручать единичную индивидуальность и формировать в
обществе потребность в антикварном техническом коллекционировании, обозначить глубокую эстетическую
значимость предметов техники. Общество готово к этому, превосходство традиционной художественной эстетики
уходит в прошлое: она осталась интересной только для узкого круга, повязанного с ней, как с источником дохода.
Антикварный бизнес обязан удовлетворить возросшую интеллектуально/эстетическую техническую потребность
общества и каждого. Антиквары обязаны сделать эту потребность модной, сделать её коммерческим хитом.
Что является антикварным в технике? Анализ цен на радиотехнические изделия, проведённый в Музее Радио за
30ти летний период, показал, что возраст изделия, превышающий 45 — 50 лет, становится сравнимым с его
первоначальной реализационной стоимостью и в дальнейшем начинает превышать её. Этот срок в 50 лет является
условным сроком для отнесения технического предмета к антикварному. Интересно, что по действующему
законодательству он совпадает с таможенными сроками антикварности при пересечении границ культурными
ценностями. Я бы дополнил обоснование этого срока биологическими причинами антикварности техники — сменой
поколений.
В настоящее время антикварный рынок техники, по крайней мере в России, практически представляет стихийное
явление. Более или менее упорядоченным по ценообразованию является рынок авто мото и фототехники. По
ценовым параметрам начинает упорядочиваться рынок старой радиотехники и другой, не слишком размерной
техники. Но это технические предметы, как правило, бытового обиходного назначения. Куда более редки технические
предметы сугубо профессионального назначения. К ним относятся предметы и устройства как военного, так и
гражданского применения. Пока больше это средства транспорта. Действующее законодательство позволяет иметь
негосударственным корпоративным юридическим лицам и частным владельцам многое из технического наследия,
но сегоднящнее экономическое положение и нищета России, как государства, являются мощным сдерживающим
фактором. Тем не менее, для антикварной торговли это не является отрицательным явлением.
Сегодня ещё можно
купить уникальный ленд-лизовский паровоз серии “Е” за 90 телогреек, как это сделала швейная фабрика в Лакинске
Владимирской области, для использования его в качестве котельной. Осталось ещё в России много кое/чего другого,
приобретя которое сейчас за бесценок, можно иметь от этой сделки через 10 лет целое состояние. И не только.
Глубокое уважение и общественная признательность за сохранение памятника истории и культуры Вам
гарантирована. Это не английский футбольный клуб и куча вилл на альпийском курорте. Поставив сегодня на даче
тепловоз, боевой самолёт, или продемонстрировав в квартире старинный радиоприёмник, можно обеспечить себя
значительно большими самоудовлетворением и гостевым эффектом, чем от показа десятка дорогих аукционных
картин, либо архитектурных излишеств своего жилья.
Успешный антикварный технический бизнес невозможен без вовлечения в эту сферу профессионалов техники, и
не просто профессионалов, а специалистов с историческим знанием по тому или иному специфическому разделу
антикварной техники. Это совместное соучастие в антикварном бизнесе не только позволит правильно определять
ценовую политику, но и перспективность того или иного направления с точки зрения извлечения максимальной
прибыли, ибо бизнес есть бизнес, и в данном случае он имеет изысканный эстетико-исторический интеллектуальный
характер. Этот бизнес будет приобщать общество к внутренней интеллектуальной культуре, а не к неподдающейся
управлению чувственной стихии отдельного человека.
Прогресс общества определяется интеллектом и знанием, а
не любовно/ревностной отелловской поножовщиной и картиной обнажённой проститутки махи в элитном борделе.
Мы, антиквары и музейщики техники, должны обеспечить общество интеллектуальным наслаждением знания, а
не способствовать эстетическому самоудовлетворению от чувственного насилия. Ибо только носители глубокой
научной и технической интеллектуальной культуры, а не блудословные художественные эстеты и вельможные
театральные критики, способны определять общественное развитие и будущую культуру в её самом широком
представлении. Такова идеологическая подоплёка технического антикварного бизнеса. При этом мы ни в коем
случае не конкурируем и не сталкиваем с пьедестала культуры художественную эстетику с наработанными ею
ценностями. Мы занимаем на нём своё, по праву принадлежащее нам в культуре общества место. И декларируем
свою идеологию призывно просто и понятно для всех.
Господа антиквары и коллекционеры! Люди бизнеса и те, которые имеют средства и хотят умножить их! Остальные
граждане России! Есть возможность сделать великолепный бизнес. Ищите старую технику. Спешите её покупать и
продавать. Антикварный счётчик времени и денег для предметов техники уже включён!